В Северо-Кавказском окружном военном суде начался допрос подсудимых по "делу Ульмана". Сегодня суд допросил главного фигуранта по этому делу -Эдуарда Ульмана, офицера военной разведки, одного их четверых обвиняемых по делу об убийстве мирных граждан на территории Чеченской республики, сообщило ИА "Интерфакс".
Как сообщило РИА "Новости" из здания суда, в ходе допроса Ульман заявил, что ему был отдан приказ об уничтожении задержанных чеченцев. "В районе 17.00 мск меня вызвали на связь, и оперативный офицер Перелевский сказал мне: "У тебя шесть двухсотых (убитых)". Я ответил, что не понял и попросил повторить. Он несколько раз повторил, что шесть двухсотых. Я спросил: "Что, мне их уничтожить?", и он сказал: "Да", - сказал Ульман в суде.
Он также уточнил, что в процессе нескольких сеансов связи между обстрелом машины и уничтожением задержанных он сообщил по рации их паспортные данные, фамилии и имена. "Я был уверен в тот момент, что если после этого мне был отдан именно такой приказ, то он был обоснованный, и я верил в этот приказ", - пояснил Ульман.
При этом он пояснил, что оперативный офицер "не может ставить собственные задачи, он передает приказ руководства". "Я был уверен, что Перелевский передает указания руководителя операции, так как любой приказ в спецоперациях отдает только ее руководитель", - сказал офицер.
Ульман также пояснил, что дважды давал своим подчиненным команду об уничтожении прежде, чем они ее выполнили. "Когда я подал первую команду - понял, что люди напряжены и уже во второй раз отдал команду жестче и тогда они ее выполнили", - сказал Ульман отвечая на вопрос гособвинителя о том, кто именно отдавал приказ на месте и кто определял людей из группы, которые будут уничтожать задержанных. "В момент, когда я отдал команду открыть огонь по УАЗу и когда отдал приказ уничтожить пленных, я считал, что передо мной - противник", - пояснил Ульман.
Подсудимый подтвердил, что при осмотре УАЗа и задержанных "оружия и минно-взрывных средств обнаружено не было". Офицер также сообщил, что когда на следующий день он прибыл в пункт временного управления, он отчитался Плотникову (руководителю операции) о выполнении задачи и тот поблагодарил его за это.
Как сообщал "Кавказский узел", капитан Эдуард Ульман, прапорщик Владимир Воеводин, лейтенант Александр Калаганский и майор Алексей Перелевский обвиняются в убийстве, умышленном уничтожении чужого имущества и превышении должностных полномочий, повлекшем тяжелые последствия. По данным гособвинения, в январе 2002 года недалеко от села Дай Шатойского района в рамках спецоперации по поимке Хаттаба спецназовцы ГРУ задержали УАЗ, в котором ехали шесть жителей Чечни. Спецназовцы обстреляли машину, в результате один пассажир был убит, двое ранены. Документы у чеченцев оказались в порядке, но, несмотря на это, оставшиеся в живых чеченцы были расстреляны, а их тела вместе с автомобилем сожжены. Дело Ульмана дважды слушалось в Северо-Кавказском окружном военном суде, и дважды коллегия присяжных выносила подсудимым оправдательный вердикт. Последний оправдательный приговор был отменен военной коллегией Верховного суда, дело направили на повторное рассмотрение новым составом суда. Позже Конституционный суд определил, что дело Ульмана, как и другие уголовные дела в отношении военнослужащих, совершивших преступления на территории Чечни, не могут слушаться коллегией присяжных, а только профессиональными судьями.
Допрос обвиняемых по "делу Ульмана" продолжится в среду 28 февраля.