17:56 / 10.01.2007Политические партии Нагорного Карабаха решают, как будут участвовать в выборах

На лето 2007 года в Карабахе намечены президентские выборы. Пока никто не объявил о намерении принять в них участие, и только действующий президент заявил, что не будет в них участвовать. Несмотря на это, в Карабахе сложилась достаточно неясная политическая ситуация. Некоторая политическая апатия обусловлена тем, что политическое поле почти полностью контролируется властями. Борьба за пост президента, по всей видимости, развернется между людьми, ныне представленными во власти. Если, конечно, полностью исключить версию третьего срока. А исключать ее сложно хотя бы потому, что политическое поле до сих пор молчит. По крайней мере, в конце прошедшего года практически все карабахские партии заявили, что вопрос об участии в выборах решат в начале этого года - во время намеченных съездов. Об этом в интервью карабахской газете "Демо" заявили и председатель Демократической партии Ашот Гулян, и лидер "Свободной Родины" Араик Арутюнян, и представитель АРФ Дашнакцутюн в Арцахе Артур Мосиян. Скорее всего, они ждут окончательного решения действующего президента.

Активность политического поля в Карабахе в течение 15 лет независимости менялось много раз. Вначале, когда национально-освободительное движение только разгоралось, в Карабахе были сильны позиции Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн. Большинство депутатов избранного в январе 1991 года первого карабахского парламента составляли члены АРФД. И поскольку Карабах тогда был парламентской республикой, получалось, что АРФД в самые тяжелые для НКР годы войны был правящей партией. Вскоре, после усиления в Армении роли Армянского Общенационального Движения и репрессий против АРФД, в Карабахе был сформирован Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Робертом Кочаряном, к которому вскоре перешла реальная власть в НКР.

Выборы в парламент второго созыва АРФД бойкотировала. На тот период (1995 г.) в Карабахе существовало несколько немногочисленных партий - Социал-демократическая, Коммунистическая, партия Арменакан. Все они были представлены в парламенте второго созыва. К концу деятельности второго парламента стали явно проявляться противоречия между сторонниками действующего президента А. Гукасяна и экс-министра обороны С. Бабаяна.

Выборы в парламент третьего созыва проходили уже после того, когда по обвинению в организации покушения на президента С. Бабаян был осужден на 14 лет лишения свободы. В тот период власть, в лице действующего президента, впервые сформировала партию, на которую опирается по сей день - это Демократическая партия Арцаха, председателем которой является нынешний спикер парламента Ашот Гулян.

В парламенте третьего созыва большинство мест заняла именно Демпартия, но и партия АРФ "Дашнакцутюн" получила 9 мест (всего мандатов 33). АРФД заняла место "конструктивной оппозиции", заявив, что во внешней политике поддерживает власти, а во внутренней критикует. Ситуация с АРФД усугублялась и тем, что в Армении партия стала членом правительственной коалиции, и в Карабахе она не могла выступать с радикальных позиций.

В 2004 году, в канун выборов мэра Степанакерта, в Карабахе была сформирована первая оппозиционная партия "Движение 88", лидер которой Эдуард Агабекян, вопреки желанию властей, стал мэром Степанакерта. Эта же партия в блоке с АРФД смогла получить 3 места в парламенте 4-го созыва. Однако, это значительно снизило авторитет партии среди избирателей.

Перед четвертыми парламентскими выборами была создана альтернативная провластная партия "Свободная Родина". Вместе с Демпартией "Свободная Родина" поделила большинство мест в парламенте. Созданные в канун выборов 2005 года еще несколько партий так и не вошли в парламент.

Таим образом, в преддверии президентских выборов власть контролирует почти все общественно-политическое поле - посредством Демократической партии, "Свободной Родины", ряда молодежных и творческих организаций. Явно оппозиционных партий нет, а те, что провозглашают не зависимый от властей курс, либо слишком малочисленны, либо не имеют авторитета среди населения. Все действующие в Карабахе партии (за исключением, может быть, АРФД, которая является всеармянской партией) действуют исключительно за счет внутрикарабахских ресурсов. В отличие от других регионов, в Карабахе нет партий, которые - явно или тайно - финансировались бы извне. Ни одна партия, действующая в Армении, не представлена в Карабахе. Как говорят в приватных беседах представители высшей власти НКР, они сами не допускали входа армянских партий в НКР, чтобы избежать калькирования внутриполитической неразберихи, существующей в Армении, и возможной дестабилизации. Наряду с позитивом на деле это привело к явному дисбалансу сил на политическом поле НКР.

Как заявил недавно лидер Демпартии Ашот Гулян, в 2006 году ряды партии пополнились 400 новых членов. "Демпартия продолжает оставаться гарантом внутренней стабильности и общественной солидарности. В своей деятельности мы руководствуемся принципом создания самодостаточной экономики и избегаем социального популизма", - сказал А. Гулян. "Наша страна не проводит активной внешней политики, и все, в том числе, урегулирование, зависит от социально-экономического прогресса в стране и демократических развитий. И мы считаем, что на надо ставить акцент на развитии экономики и повышении благосостояния народа", - сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" лидер партии "Свободная Родина" Араик Арутюнян. "Нас традиционно поддерживает 25-30% населения", - утверждает представитель АРФ Дашнакцутюн Артур Мосиян.

Автор:Наира Айрумян, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>