Назрановский районный суд Ингушетии отклонил иск объединения родственников пропавших без вести "Машр" о признании незаконными действий мэрии г. Назрань, запретившей пикет памяти Анны Политковской 16 октября прошлого года и ГОВД Назрани и МВД Ингушетии, разогнавшими с применением насилия эту акцию. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил председатель "Машра" Магомед Муцольгов.
По словам Муцольгова, судья Молотхан Коригова заявила, что, несмотря на то, что уведомление о проведении пикета было оформлено и подано в соответствии с законом, автономная некоммерческая организация (АНО) "Машр" не имеет права на проведение пикетов. На этом настаивала администрация Назрани, ссылаясь на то, что организация публичных акций не указана среди целей общественного объединения, прописанных в его Уставе.
Текст решения по делу судья обещала выдать представителю истца в среду после полудня на следующей неделе, 31 января. Руководитель АНО "Машр" заявил корреспонденту "Кавказского узла", что не согласен с вердиктом суда и обжалует его в Верховном суде Ингушетии.
В своем исковом заявлении, текст которого передан М. Муцольговым корреспонденту "Кавказского узла", его авторы из объединения "Машр" отмечают, что 12 октября 2006 года руководитель "Машра" "в полном соответствии с требованиями статей 5, 6 и 7 Федерального закона (ФЗ) № 54" подал письменное уведомление "о проведении пикета у мемориала "Аллея Славы" на проспекте Базоркина в Назрани 16 октября 2006 года с 16 по 18 часов с количеством участников не более 50 человек" в администрацию г. Назрань.
По мнению истца, мэрия Назрани вместо того, чтобы, как следует из смысла статьи 31 Конституции РФ и ФЗ-№54, принять меры для обеспечения безопасности и правопорядка при проведении этого пикета, совершила незаконные действия, направленные на воспрепятствование его проведению.
В частности, администрация города обязана была, как указывают в заявлении в суд правозащитники, в день получения уведомления об акции, довести до сведения ее организатора - автономной некоммерческой организации (АНО) "Машр" - "обоснованные предложения... по месту и времени пикета, а также по устранению организатором несоответствий целей, форм и иных условий проведения указанного мероприятия требованиям закона". Вместо таких предложений 15 октября 2006 года, в нерабочий день - воскресенье, руководитель АНО "Машр" получил "письмо неизвестного происхождения, составленное на простом листке бумаги, без каких-либо официальных реквизитов отправителя, подписанное неким "Главой А. Цечоевым". В письме, как говорит Муцольгов, содержались "основанные на произвольной интерпретации норм действующего законодательства и Устава АНО "Машр"" заявления о неправомочности общественного объединения быть организатором мероприятия и о якобы допущенных нарушениях закона. В конце послания, "глава А. Цечоев" сообщал, что "инициатива проведения данного пикета является противозаконной, а уведомление не подлежащим рассмотрению".
"16 октября 2006 года, когда в 16 часов ровно организаторы и участники пикета в количестве восьми человек прибыли к месту пикета на проспекте Базоркина, их встретила настроенная крайне агрессивно и хорошо организованная группа из лиц, одетых как в форму сотрудников милиции, так и в гражданскую одежду. Руководил указанной группой, как нам позже стало известно, начальник милиции общественной безопасности МВД Ингушетии Долгиев. Попытки организатора пикета, руководителя АНО "Машр" М. Муцольгова объяснить сотрудникам милиции, в том числе и Долгиеву, легитимность данного публичного мероприятия не имели положительного результата", - описывают инцидент заявители.
"Более того, - продолжают авторы судебного иска, - находившиеся на месте милиционеры и лица, облаченные в гражданскую одежду, начали оскорблять нецензурной бранью пришедших на пикет активистов "Машра" и Правозащитного центра "Мемориал". Документы, которые М. Муцольгов пытался показать сотрудникам милиции, были разорваны и брошены в грязь. Словесные оскорбления быстро переросли в избиение участников предполагавшегося пикета. ...Побои и телесные повреждения были причинены участникам пикета Альберту Хантыгову, Шамсудину Тангиеву. А сотрудница Правозащитного центра (ПЦ) "Мемориал" Екатерина Сокирянская получила в результате избиения сотрясение головного мозга и телесные повреждения в виде открытого перелома костей носа, в связи с чем, была госпитализирована в ИРКБ (Ингушскую республиканскую клиническую больницу). После указанных действий, пятеро участников пикета, которому так и не позволили состояться, были доставлены в ОВД г. Назрань, где их продержали незаконно в течение девяти часов, до одного часа ночи 17 октября 2006 года".
Правозащитники просили суд признать незаконными действия администрации г. Назрань, направленные на срыв пикетирования; сотрудников МВД Ингушетии, выразившиеся в насильственном воспрепятствовании проведению акции; сотрудников ОВД г. Назрань, выразившиеся в незаконном задержании участников пикета и лишении свободы и требуют обязать ответчиков устранить допущенные нарушения.
Помимо обращения в суд, восемь участников пикета памяти убитой 7 октября 2006 года в Москве журналистки "Новой газеты" Анны Политковской, пострадавших при его разгоне, обратились с жалобами в прокуратуру Назрани. Внутреннее расследование законности действий сотрудников милиции проводит также отдел собственной безопасности МВД Ингушетии.
"Будем методично, последовательно и занудно исчерпывать все правовые возможности на национальном уровне. Если не добьемся результата, обратимся в Европейский суд по правам человека", - заявлял ранее корреспонденту "Кавказского узла" председатель Совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов.
Напомним, что 16 октября прошлого года, милицией и "людьми в штатском" с применением насилия был разогнан пикет памяти Анны Политковской на проспекте Базоркина в центре Назрани. Были задержаны восемь человек: пятеро сотрудников Правозащитного центра "Мемориал", организатор акции Магомед Муцольгов, корреспондент ИТАР-ТАСС Руслан Майсигов и двое случайных прохожих. Трое последних были позднее отпущены. Остальные предстали перед мировым судьей по обвинению в нарушении установленного порядка проведения пикетирования. Процесс завершился 31 октября: пятеро человек было оправдано "за отсутствием события правонарушения", один - М. Муцольгов - приговорен к штрафу в размере тысячи рублей.