18:36 / 28.12.2006Южный ресурсный центр: распределение путинских грантов НКО усилилило отчуждение общества и власти

Краснодарская общественная организация "Южный региональный ресурсный центр" считает, что распоряжение Владимира Путина о государственной поддержке некоммерческих организаций "усилило отчуждение гражданского общества и власти". Об этом говорится в обращениях, которые центр направил вчера 27 декабря Президенту России, а также в Общественную палату РФ и Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" директор грантовых программ Южного ресурсного центра Михаил Савва.

Напомним, что, как сообщал "Кавказский узел", 15 декабря этого года Владимир Путин подписал распоряжение № 628-рп о государственной поддержке некоммерческих организаций (НКО). Документом утверждается список НКО, "участвующих в развитии институтов гражданского общества", которые получат поддержку со стороны государства  и регламентируется порядок выделения им финансовых средств. В распоряжении сказано, что список утвержден в соответствии с рекомендациями Общественной палаты (ОП) РФ, Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, советов при полпредах Президента в федеральных  округах. Ранее прошел конкурс Общественной палаты РФ, которая обнародовала свой список его победителей. Ряд НКО победивших в конкурсе ОП, в том числе Южный ресурсный центр, не вошли в список Путина, зато в него оказались внесены организации, не являющиеся победителями грантового конкурса палаты.

В интервью корреспонденту "Кавказского узла", доктор политических наук Михаил Савва, являющийся также заместителем председателя Совета при главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и профессором Кубанского государственного университета, пояснил позицию Южного регионального ресурсного центра (ЮРРЦ).

По словам Саввы, с точки зрения закона, то, что ряд организаций выигравших конкурс Общественной палаты "выпали" на конечной стадии и не вошли в "список Путина" — "не обман", поскольку Общественная палата может только лишь рекомендовать органам власти некоммерческие организации для государственной поддержки, а решение принимает власть.

"Но проблемы в связи с утверждением списка НКО, «участвующих в развитии институтов гражданского общества» возникли, и очень серьезные. Уверен, что этот конкурс отдалил российскую власть от российского гражданского общества и нанес ущерб авторитету Общественной палаты и президента. Вчера прошло общее собрание Южного регионального ресурсного центра, на котором мы приняли три обращения по поводу этих проблем: к Президенту, к Общественной палате и к Совету при Президенте по правам человека. Мы задаем в них вопросы по поводу непрозрачности и неопределенности процедур распределения средств. Многие российские НКО уже отвыкли (или никогда и не привыкали) от таких схем определения НКО для финансовой поддержки. Понимаю, что это был первый общероссийский конкурс, и его проводили люди, никогда ничем подобным не занимавшиеся. Хотя вряд ли просто не хватило опыта. Главным образом, не хватило установки работать на социально значимый результат. Можно только посочувствовать Президенту, который через административную реформу такую установку пытается внедрить, а его собственная администрация ничего об этом не слышала", - говорит Михаил Савва.

По его мнению, если российское гражданское общество промолчит сейчас, то и в следующем году повторятся те же непрозрачные схемы, и отчужденность общества от власти еще более возрастет: "Дело не только в полусотне «кинутых», как говорят чиновники, некоммерческих организациях. Такие схемы определения кандидатур для господдержки не могут устраивать все гражданские организации России. Среди победителей этого «конкурса», включенных в распоряжение на финансирование, очень многие получат значительно меньше средств, чем запрашивали под свои программы. Кто и на основании чего урезал бюджеты? Ведь суммы считались под конкретные ожидаемые результаты. Получается не финансирование программы деятельности НКО, а какой-то новогодний подарок!".
 
"Никакой логики в подборе НКО для исключения из списка благополучателей я не вижу. Среди утвержденных получателей государственных средств по Южному федеральному округу много организаций, у которых были гранты ЮРРЦ, в этом же списке — наши традиционные партнеры. Есть в то же время и никому не известные организации. Я не нахожу в этом списке и такого критерия, как получение или неполучение в прошлом зарубежных грантов. Значительная часть исключенных организаций никогда даже не смотрела в сторону правозащитной деятельности. Это — не упрек, а признание естественной специализации российских НКО. Оказывается, отсутствие проблем в отношениях с властью не спасает!", - анализирует профессор.

"Интересно, что клерки различных причастных к распределению средств структур, которые в последние дни вынуждены отвечать на вопросы представителей НКО, пытаются в очередной раз спрятаться за «компетентные органы». Дескать, вас проверили, и у вас там все где-то в чем-то не очень хорошо... Знакомый прием, направленный на то, чтобы больше никто вопросов не задавал. Не думаю, что наши компетентные органы так измельчали и настолько непрофессионально работают и занимаются непрофильной работой. Если же занимаются, то это - тема для расследования прокуратуры. У силовых служб может быть другая задача в процессе: выявить факты возможной коррупции и мошенничества, о которых применительно к выбору победителей конкурса Общественной палаты сообщали в электронных письмах некоторые НКО из Южного федерального округа. Например, некоммерческая организация из Дагестана стала победителем конкурса палаты в номинации «центры поддержки НКО». Затем она исчезает из списка победителей, но в той же номинации и на ту же сумму появляется другая НКО. Есть смысл поинтересоваться, как это все произошло", - полагает М. Савва.       

"Среди организаций, которых не было в списке победителей конкурса Общественной палаты и среди победителей конкурсов полномочных представителей президента в федеральных округах, но которые попали в число грантополучателей, главным образом представлены московские структуры с сильным лоббистским потенциалом. Это то, что называется «нужными людьми». Пока могу только предполагать, каким было формальное основание для их включения в распоряжение Президента. Среди структур, рекомендации которых принимались во внимание при формировании списка, значится Совет при президенте РФ по содействию развитию гражданского общества и правам человека во главе с Э.А. Памфиловой. Возможно, этот Совет дал свой список. Хотя открытого конкурса эта организация не проводила. Южный региональный ресурсный центр направил свое обращение председателю Совета при Президенте РФ Элле Памфиловой. Мы хотели бы получить ответ и затем делать дальнейшие выводы", - поясняет общественный активист.

"Получив ответы от президента, Общественной палаты и Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, мы планируем обратиться ко всем некоммерческим организациям России и предложить публично подвести гражданские итоги первого в нашей стране распределения средств государственной поддержки для НКО, сформировать свои предложения как органам власти, так и Общественной палате. Считаю, что если средства господдержки распределяет администрация Президента, она и должна проводить конкурс. Но открыто и прозрачно, с участием экспертов из числа подготовленных представителей НКО. В этом случае исчезает лазейка «рекомендаций», которые можно и не учитывать".

Автор:Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>