Напомним, ранее Юрий Савельев опубликовал свой альтернативный доклад "Беслан: правда заложников", который принципиально расходится почти по всем пунктам расследования, которое проводила парламентская комиссия. Депутат Савельев является доктором технических наук, экспертом высшей категории в области физики горения и взрывов, профессор, ранее возглавлял Санкт-Петербургский Военно-механический институт.
По мнению депутата, расследование причин и обстоятельств теракта в Беслане, которое проводила более двух лет комиссия под руководством вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина, не было завершено должным образом. "В трагедии еще немало белых пятен, которые должны были быть подвергнуты тщательному анализу", - полагает Савельев.
Решение о закрытии комиссии было принято поспешно, считает депутат. По его мнению, члены комиссии должны были дождаться результатов ряда важнейших экспертиз в рамках основного дела о теракте в Беслане, которые были назначены следствием несколько месяцев назад. Кроме того, по решению Ленинского суда была признана незаконной ситуационная экспертиза, которая исследовала действия членов оперативного штаба по спасению заложников. Результаты этой экспертизы в числе прочих документов легли в основу доклада парламентариев. Как известно, Генпрокуратура данное решение суда оспаривать не стала.
"Закрытие комиссии неоправданно. Во-первых, этим летом поменялся состав следственной группы. Во-вторых, отменена ситуационная экспертиза. В третьих, спустя два года начали, наконец, измерять школу, назначили экспертизы математического моделирования. Однако результатов этих важных экспертиз пока нет", - сказал депутат Савельев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
По словам депутата, реакция на его альтернативный доклад "Беслан: Правда заложников", который принципиально отличается от варианта, обнародованного 22 декабря, последовала резко отрицательная реакция со стороны остальных членов комиссии, в частности ее председателя Александра Торшина. Между тем, Савельев предостерегает от попыток увидеть в его расследовании политический подтекст. По словам депутата, его независимое расследование - это констатация фактов. Выводы его расследования, утверждает депутат, основываются на показаниях заложников, свидетелей, которые они дали в суде по делу террориста Нурпаши Кулаева.
"Хочу подчеркнуть, что мой альтернативный доклад - это ответы на главные вопросы, которые все время ставили заложники и потерпевшие, в том числе на встрече с президентом Владимиром Путиным, которая прошла 2 сентября 2005 года. Они ставили вопросы: о взрывах, о пожаре, о танках, о числе заложников и террористов. То, что сделал я, это анализ ученого, гражданина, члена парламентской комиссии, человека, который провел независимое расследование. На меня никто не оказывал давления. Это технические моменты. Там нет ни словам о политике".
Член парламентской комиссии Юрий Савельев, основываясь на результатах своего расследования, считает, что существует достаточно оснований для расследования действий членов оперативного штаба: "Мне кажется, члены оперативного штаба и люди, который в штаб официально не входили, не верно интерпретировали в этой сложной ситуации, когда были захвачены 1128 человек, изречение президента Владимира Путина, что нужно мочить всех в сортире и не вести переговоры с боевиками", - считает Савельев.
Напомним, как ранее сообщал "Кавказский узел", доклад члена парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане, депутата Юрия Савельева "Беслан: правда заложников", которому полностью доверяют потерпевшие, основан на показаниях заложников, свидетелей, фото-видео материалах, различных экспертизах. Одним из главных результатов доклада, вызвавшего резонанс среди потерпевших, является вывод, что первые взрывы в школе были сделаны из огнемета РПО-А с крыши соседних пятиэтажек. В результате данных взрывов погибло большинство заложников, считает Савельев. Кроме того, в докладе депутата содержатся сведения о том, что в ходе штурма, военными использовалась тяжелая техника, танки и огнеметы, что также стало причиной гибели заложников.
Следующая - седьмая часть доклада депутата содержит сведения о значительно большем количестве террористов, захвативших школу в Беслане, противоречащих официальной версии следствия. Согласно выводам Савельева, которые основываются на показаниях бывших заложников, свидетелей и материалах судебного процесса по делу единственного оставшегося в живых террориста Нурпаши Кулаева, боевиков было не 32, как утверждает прокуратура, а почти в два раза больше - от 56 до 78.