Решение Ленинского суда Владикавказа о признании незаконной и необоснованной комплексной ситуационной экспертизы, в заключении которой сделан вывод о невиновности членов оперативного штаба по спасению заложников, может кардинально изменить ход расследования основного дела о теракте в Беслане и поставить под сомнение некоторые выводы комиссии Торшина. Об этом на состоявшейся пресс-конференции сообщила председатель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева.
Постановление суда о признании незаконной и необоснованной ситуационной экспертизы, вынесенное 9 ноября, окончательно вступило в силу. В течение десяти дней, положенных по закону, Генпрокуратура не опротестовала данное решение. Таким образом, это постановление суда дает потерпевшим надежду на то, что следственная бригада Генпрокуратуры, в производстве которой находится так называемое основное дело о теракте в Беслане, проведет дополнительное расследование в отношении действий членов оперативного штаба по спасению заложников.
«Наши интересы были полностью удовлетворены, - заявила председатель комитета матерей Сусанна Дудиева. — Первый раз закон оказался на нашей стороне. Далее мы намерены только на основании закона добиваться обнародования правды о теракте. Признание незаконной ситуационной экспертизы дает нам право вновь требовать расследования действий должностных лиц».
В комитете «Матери Беслана» заявили, что на основании данного решения суда, потерпевшие намерены снова обратиться в прокуратуру с требованием проведения нового расследования действий членов оперативного штаба. «У нас претензии к оперативному штабу в части организации оцепления вокруг школы, неведения переговоров, действий пожарных, которые прибыли спустя два часа, применения по школе танков и огнеметов. Также мы хотим знать, кто отдал приказ вывезти 4 сентября с места происшествия останки погибших и вещественные доказательства на свалку», - сказала Дудиева.
Согласно решению суда, заключение комплексной ситуационной экспертизы направлено обратно в Генпрокуратуру руководителю следственной группы Александру Солженицыну, в производстве которого находится основное дело о теракте в Беслане, для устранения допущенных нарушений. Между тем, судьба этой экспертизы пока неизвестна. Потерпевшие не исключают, что будет назначено новое комплексное экспертное исследование.
«Сейчас в основном деле о теракте нет фигурантов. Террористы: Басаев, Масхадов, Абу-Дзейт и другие ликвидированы. Теперь, когда ситуационную экспертизу признали незаконной, мы будем заявлять новые ходатайства о том, чтобы ответственность должностных лиц была расследована либо в рамках основного дела, либо из него было выделено отдельное дело, как это было в случае с террористом Нурпаши Кулаевым», - отметила Сусанна Дудиева.
Жалобу на заключение ситуационной экспертизы подали в суд женщины из комитета «Матери Беслана» и их представитель Таймураз Чеджемов. По их мнению, данная экспертиза, которая является основным мотивом отказа Генпрокуратуры в привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, была назначена и проведена с рядом грубых нарушений УПК РФ.
Напомним, целью ситуационной экспертизы, назначенной в декабре 2004 года следственной бригадой Генпрокуратуры, расследующей основное дело о теракте в Беслане, которой тогда руководил бывший замгенпрокурора в ЮФО Николай Шепель, была оценка действий членов оперативного штаба. В заключении экспертизы, которая длилась около года, были сделаны выводы о том, что в действиях членов штаба нет состава преступления. На основании этого заключения прокуратура каждый раз отказывала потерпевшим в возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц, руководивших оперативным штабом по спасению заложников.
Между тем, по мнению потерпевших, именно преступная халатность и бездействие должностных лиц и силовиков, привели к захвату школы и неграмотную штурму, приведшему к смерти сотен людей. В ходе судебного процесса по делу Кулаеву они не раз заявляли о том, что в оперативном штабе по спасению заложников творился хаос, не было конкретного плана освобождения заложников, переговоры не велись, штурм не был спланирован.
По словам юриста потерпевших в Беслане Таймураза Чеджемова, результаты ситуационной экспертизы — единственной в правовой практике России, являются «надуманными». Она была назначена и проведена с грубыми нарушениями УПК РФ, считает он. «В суде я перечислил 10-15 позиций, по которым мы не согласны с выводами экспертизы, и которые являются нарушениями закона».