Цхинвальский район является одним из четырех районов Республики Южная Осетия. Большая часть этого района находится в международно признанной зоне грузино-осетинского конфликта. Как и в других районах республики, здесь 12 ноября прошли президентские выборы и референдум о независимости Южной Осетии. В то же время в некоторых грузинских селах прошли так называемые "альтернативные выборы". Вопросы выборов, оценок присутствовавших наблюдателей, не присутствовавших на выборах политиков были затронуты в интервью собственного корреспондента "Кавказского узла" с заместителем главы администрации Цхинвальского района Южной Осетии Валерием Бибиловым.
- Валерий Викторович, вчера грузинская сторона заявила, что в альтернативных выборах в грузинском селе Ередви приняло участие 55 тысяч человек. Что Вы думаете по этому поводу?
- Это цифра абсолютно нереальная, потому что даже в советский период грузинская часть населения Южной Осетии составляла не более 24 процентов. А общее количество жителей Южной Осетии было 99 тысяч с небольшим. Также хочу напомнить их заявление, сделанное в полдень 12 ноября, что у них, якобы, уже проголосовало 60 процентов, и это составляет более 7 тысяч человек. А вечером того же дня Урузмаг Каркусов заявил, что на альтернативные избирательные участки пришло более 40 тысяч человек. Помилуйте, ведь даже по официальным данным ЦИК Грузии на части территории РЮО, контролируемой грузинской стороной, проживает не более 14 тысяч 404 лиц, имеющих право голоса. Я не буду никого оскорблять, называть лгуном, но по сопоставлению этих открытых, всем доступным данных, пусть каждый делает свои выводы.
- Председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе вчера заявила, что выборы в Южной Осетии только тогда будут справедливыми, когда в них примут участие все, кто проживал в Южной Осетии до событий 1991-1992 годов. Как бы Вы это прокомментировали?
- Во-первых, прошли выборы справедливо или несправедливо - об этом судить не госпоже Бурджанадзе и другим господам. Если бы у них были сомнения в честности и справедливости выборов и референдума о независимости Южной Осетии, то пусть прислали бы своих наблюдателей. В конце концов, если к нам приехали депутаты парламентов Венесуэлы, России, Украины, Латвии, наблюдатели из Иордании и других стран, то грузинскому парламенту тем более легко было прислать своих наблюдателей (к слову, отмечу, что в отличие от властей Грузии авторитетные общественные организации Грузии прислали своих наблюдателей, которые также заявили, что голосование прошло без нарушений). То же самое касается и представителей ОБСЕ, ЕС и НАТО, которые говорили, что независимости хочет только Эдуард Кокойты и горстка работников правительства, а весь народ хочет войти в состав Грузии. Голосование показало, что это не так, и если у кого-то были сомнения, то надо было прислать наблюдателей. Если бы они заметили хоть одно нарушение - тогда у них было бы право говорить о "незаконности, бесполезности и несправедливости" выборов и референдума в Южной Осетии. На самом деле их, конечно, не интересует мнение народа Южной Осетии, еще до 12 ноября они заявляли, что не признают итогов голосования.
Все грузинские села и все грузины, которые проживали на территории Цхинвальского района, остались на месте и спокойно живут, чего нельзя сказать об осетинах Боржомского района, Горийского района, Гуджаретского и Панкисского ущелий Грузии, а также некоторых осетинских сел Цхинвальского района РЮО, которые были полностью сожжены грузинскими вооруженными группами и войсками Госсовета Грузии и до сих пор не восстановлены (Хельчуа, Тлиакана, Мамитикау и другие). Их изгнание совершенно не связано с политической ситуацией в зоне грузино-осетинского конфликта, потому что эти местности (кроме Цхинвальского района Южной Осетии и Горийского района Грузии) находятся довольно далеко от Южной Осетии. Причиной изгнания осетин из Грузии была только национальная ненависть к осетинам, эту политику Э. Шеварднадзе назвал фашизмом, и я с ним в этом согласен. Всего из Грузии было изгнано более ста тысяч человек, а потом был проведен референдум о независимости Грузии. По логике Нино Бурджанадзе получается, что в таком случае надо поставить под вопрос и законность проведенного в Грузии в 1991 году референдума о независимости Грузии (на котором базируется обретение Грузией государственной независимости и ее признание в качестве суверенного государства), потому что около 100 тысяч осетин и представителей других национальностей, проживавшие в ГССР, были лишены возможности выразить свое мнение? А если сюда добавить еще и то, что в этом референдуме не участвовала Южная Осетия, жителей которой Грузия считает своими гражданами (хотя мы сами лучше знаем, чьи мы граждане), то этот вопрос, который является продолжением логического посыла грузинской стороны и ее западных покровителей, приобретает вполне оправданное звучание. Нельзя бросать камни в огород соседа, если сам живешь в стеклянном доме.
Что же касается затронутого Н. Бурджанадзе вопроса, отмечу, что из Южной Осетии грузин никто не выгонял. Из Цхинвала некоторые грузины уехали до начала вторжения в город подразделений МВД ГССР и неформальных грузинских вооруженных групп, потому что были заранее предупреждены. Другие уехали во время обстрелов города грузинской артиллерией, уехало также много осетин, представителей других народов, потому что оттуда, где идет война, люди всегда уезжают. Но те грузины, которые остались - они до сих по живут в Цхинвале, никто их не трогает и не собирается трогать. Грузины, которые проживают на территории, находящейся под юрисдикцией РЮО, приняли участие в выборах, в референдуме и проголосовали в соответствии со своими интересами, которые совпадают с интересами всех граждан Южной Осетии.
- О непризнании итогов референдума и выборов в Южной Осетии заявили также представители правительств Латвии, Украины, США и некоторых других стран.
- А судьи кто? Посмотрите, что сделали США с Сербией, с Афганистаном, что они делают в Ираке... Народ США крайне недоволен своим правительством, и неспроста республиканцы с треском проиграли выборы. Фактически это крах всей американской политики последних лет, которая признает только убийства мирных жителей и бомбежки мирных городов.
Что же касается Украины, то я бы поостерегся сравнивать отдельных прорвавшихся к власти персонажей с украинским государством и украинским народом. Нам известно, что Украина поставила в Грузию тяжелую военную технику и другое вооружение. Но мы также слышали и то, что Генеральная прокуратура Украины возбудила по этому поводу уголовное дело. Потому что поставки вооружений в Грузию являются преступлением, так как у нее имеется неурегулированный вооруженный конфликт с Южной Осетией и Абхазией. Это запрещено и обязательствами Украины как участницы ОБСЕ, и внутренними конвенциями ОБСЕ, и другими международными нормативными актами, касающимися данного вопроса.
О Латвии и говорить нечего. Это страна, правители которой открыто взяли курс на возрождение фашизма, здесь грубо нарушаются права человека по национальному признаку, зато проходят марши и парады бывших эсэсовцев. Но и эту позицию разделяют не все в Латвии. Нормальные люди стоят на позициях антифашизма, например депутат сейма Латвии Федоров, который был международным наблюдателем на референдуме и выборах в Южной Осетии, и другие.
Так что все здравомыслящие люди, те, кто стоит не на позициях фашизма, экстремизма и вражды, а отстаивает идеалы дружбы, равенства и братства, межнационального мира и взаимовыгодного согласия и сотрудничества между народами - на нашей стороне, на стороне справедливой борьбы народа Республики Южная Осетия.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 12 ноября 2006 года в Южной Осетии прошли президентские выборы и референдум о независимости РЮО. На них приняли участие более 90 процентов избирателей, около 99 процентов проголосовали за независимость Южной Осетии и ее международное признание, а также за кандидатуру Эдуарда Кокойты на должность президента РЮО. Присутствовавшие наблюдатели из стран Старого и Нового Света приветствовали процесс голосования и заявили, что голосование прошло без нарушений, в полном соответствии с международно признанными стандартами и требованиями.