Несмотря на сложные экспертизы, российские судмедэксперты дадут однозначный ответ на вопрос, являются или нет останки, предъявленные им для экспертизы, останками Шамиля Басаева, считает начальник отдела судебно-медицинских, молекулярных, научных и экспертных исследований ФГУ "Российский центр судебно- медицинской экспертизы" (РЦСМЭ) Росздрава профессор Павел Иванов, сообщает «Интерфакс».
"Я уверен, что об этом можно будет сказать однозначно, это вопрос времени, он будет решен", - заявил Иванов.
По словам профессора, РЦСМЭ и раньше решал подобные сложные задачи. "Мы решали не менее сложные задачи по идентификациям, например, тела погибшего в Чечне генерала МВД Геннадия Шпигуна, или найденных в Торощанском лесу (Украина), по предположению украинских коллег, останков журналиста Георгия Гонгадзе", - сказал Иванов.
Вместе с тем эксперт назвал проблему идентификации останков, по предварительным данным, принадлежащих Басаеву, достаточно сложной. "Был мощный взрыв, произошло сильное фрагментирование тела, обгорание и обугливание останков", - напомнил профессор.
По словам специалиста, проблема решалась бы проще, если бы имелись материалы для сравнительного анализа. "У нас нет образца крови Шамиля Басаева, и я не знаю, у кого он может быть, наверное, он сам постарался, чтобы его и не было ни у кого", - сказал Иванов.
По его словам, в таких случаях эксперты применяют только косвенную идентификацию, опосредованно через родственников, используя знание генетических законов наследования признаков.
"Мы их (признаки) знаем, как ученые, и рассчитываем, какие признаки могли быть у разыскиваемого нами человека, основываясь на признаках его родственника", - сказал профессор. Он подчеркнул, что это сложный непрямой путь, который требует значительной работы, большого количества признаков, к тому же здесь многое зависит от степени родства людей. "Если нам представят двоюродного дедушку Шамиля Басаева, это одно, а если родного брата - то это совсем другое, но в этой ситуации мы не выбираем, что есть, то есть", - сказал Иванов.
Напомним, 11 июля эксперты приступили к исследованию останков, предположительно принадлежащих подорвавшемуся накануне в Ингушетии террористу Шамилю Басаеву. В спецлабораторию отправили кусок черепа террориста. Эксперты судебного морга Владикавказа работают с его туловищем и руками, на которых осталось в общей сложности шесть пальцев. Шамиль Басаев, как считают в правоохранительных органах, погиб из-за собственной неосторожности, но "помочь" ему в этом могли чекисты.
Как рассказали оперативники ингушского угрозыска, труп предполагаемого Басаева уносили с места взрыва у поселка Экажево в двух больших пластиковых пакетах в два этапа. В первый положили обнаруженную неподалеку от эпицентра взрыва верхнюю часть торса с двумя руками. Во второй стали собирать более мелкие фрагменты, разбросанные на расстоянии до полукилометра. Среди них оказались левая верхняя часть головы, язык, нижняя часть живота с гениталиями, ступня левой ноги и, предположительно, протез правой.
Басаев и еще несколько боевиков погибли при взрыве грузовика с оружием в ингушском селе Экажево. По официальной версии, ликвидация Басаева стала возможной благодаря действиям спецслужб. Сподвижники же чеченского боевика считают, что погиб Басаев по неосторожности. Согласно этой версии, грузовая автомашина со взрывчаткой взорвалась случайно.