"Если повесткой "гипотетической пока" встречи президентов Грузии и Южной Осетии будет вопрос о выводе из зоны конфликта российских миротворцев и требования об изменении формата переговорного процесса, то перспектив этот диалог не имеет", - считает сопредседатель Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от Северной Осетии Мурат Тхостов.
Комментируя выступление премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене, Тхостов отметил, что успешность возможной встречи Михаила Саакашвили и Эдуарда Кокойты зависит от того, какие проблемы будут на ней обсуждаться.
"Все понимают, что под тезисом о смене формата идет речь о вытеснении России из миротворческого процесса. Мы, как в Северной, так и в Южной Осетии рассматриваем вывод российских миротворцев, как серьезный фактор дестабилизации. Отсюда и однозначно отрицательное отношение к предложениям о смене формата и соответствующей риторике", — сказал Мурат Тхостов.
По его мнению, ключевым моментом в переговорном процессе должен стать "вопрос о мерах доверия, связанный с подготовкой документа о невозобновлении военных действий".
"Если, как нам многократно повторяли грузинские политики, в том числе г-н Ногаидели, выступая в Вене, "у грузинского правительства и народа нет никаких интенций применять силу и провоцировать насилие", если это действительно так, то никакие резоны не могут оправдать отказ этого правительства зафиксировать такую позицию во внятной правовой форме", - полагает сопредседатель СКК от Северной Осетии.
"Грузинские партнеры много говорят о необходимости демилитаризации, - подчеркнул он. - Мы однозначно — за, только мы имеем в виду демилитаризацию всего комплекса грузино-осетинских отношений, а не одностороннего разоружения Южной Осетии на фоне наращивания военных приготовлений Грузии".
Мурат Тхостов выразил уверенность, что стороны на самом высоком уровне не должны оставить без внимания "проблемы гуманитарного характера". По его словам, из Боржомского района, предложенного грузинской стороной в качестве места для встречи президентов Грузии и Южной Осетии, ранее были изгнаны тысячи осетин. Однако "несмотря на всю экспортно-ориентированную пиар кампанию о реституции" туда никто из них не вернулся.
"Полагаю, что это — серьезный индикатор не столько качества действующего грузинского законодательства по этой проблеме, сколько сохранения определенного политического климата в Грузии. Так что, говоря о том, что Бакуриани является, подчеркиваю, является домом для тысяч осетин, премьер Ногаидели ошибается. В Грузии из 100 тысяч осетин проживавших в ней в 1989 году в настоящее время оставалось менее 30 тысяч".
"В этой связи хотелось бы, чтобы европейская аудитория, к которой постоянно апеллирует грузинское руководство, более адекватно представляло реальную ситуацию в этом закавказском государстве", - резюмировал сопредседатель СКК от Северной Осетии, заместитель руководителя администрации главы республики Мурат Тхостов.