8 октября в Ставропольском крае прошли выборы в органы местного самоуправления. Жители 126 муниципальных поселений края избирали 1322 депутата в представительные органы муниципалитетов и 113 глав администраций. Всего зарегистрировано 482 кандидата на должность глав, что составляет в среднем по четыре кандидата на одно место и 3095 человек на должность депутатов, что составляет в среднем по два кандидата на один депутатский мандат. Из 633 297 избирателей, внесенных в списки, проголосовали 261 159, что составляет 41,24 процента.
Корреспондент "Кавказского узла" встретилась с председателем ставропольской краевой избирательной комиссии Лимановым Виктором Ивановичем, чтобы обсудить итоги этой выборной кампании.
- Виктор Иванович, 8 октября в крае прошли выборы в органы местного самоуправления. Есть ли отличие этих выборов от предыдущих, и в чем оно состоит?
- На прошедших выборах, можно сказать, заметно повысилась активность политических партий. На выборные должности "Единой Россией" было выдвинуто свыше тысячи человек. Это уже прилично. Если бы каждая партия так работала, или хотя бы три-четыре партии, было бы уже хорошо. Президент поставил такую задачу и вообще гражданское общество этого требует. От компартии было выдвинуто свыше 250 человек, от аграрной партии - около 80, ЛДПР - около 50. Приняла участие в выборах и партия "Яблоко", выдвинув три кандидата, и партия "Родина" - одного.
Хотелось бы, чтобы у нас в конечном итоге было как в нормальном цивилизованном государстве - в представительном органе власти любого уровня пять, может шесть, семь партий.
- А что Вы скажете о строке "против всех", она присутствовала в избирательных бюллетенях ставропольцев?
- 15 июля текущего года вступил в силу федеральный закон № 107 от 12 июля "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", где идет речь об отмене графы "против всех" в избирательных бюллетенях. Так получилось, что на этих выборах в 59 муниципальных образованиях края, что составляет 46,8 процентов, были приняты решения о выборах 15 июля и позднее, то есть строку "против всех" в избирательных бюллетенях пришлось исключить. А в остальных муниципальных образованиях применялись прежние нормы.
- Кто выборы проводил, организовывал и контролировал? Какова роль краевой избирательной комиссии в проведении этих выборов?
- В статье 6 закона Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления" записано: "подготовку и проведение выборов осуществляет избирательная комиссия муниципального образования, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии". То есть некоторые СМИ бросали нам камушки в огород, что, мол, избирательная комиссия края не работает. Мы эти выборы не проводим и не то, что не проводим и не имеем права проводить. Есть 131-й закон "О местном самоуправлении", где тоже четко сказано, что ни губернатор, ни законодательная власть, ни краевая избирательная комиссия, ни любой другой государственный орган не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Так вот, выборы по закону проводились самими муниципальными образованиями. Но они бы никогда их не провели, если бы мы не провели несколько семинаров с ними, учебу, если бы мы не издали материалы нормативных актов. У местных избирательных комиссий не было законов на прошлых выборах. Мы тоже можем сказать - зачем нам это надо? На нас не возлагается это законом. Но если только им не оказать помощь методическую, практическую, то можно с уверенностью сказать, что выборы можно было завалить. В избирательных комиссиях муниципальных поселений люди, конечно грамотные, достойные, но каждые полгода меняется законодательство. Мы, профессионалы, порой не успеваем уследить, какие изменения происходят.
- А в избирательных комиссиях муниципальных поселений работают непрофессионалы?
- Ну конечно, люди работают на общественных началах. А законодательство о выборах - очень сложное законодательство. И в этой ситуации мы провели занятие со всеми комиссиями, оказали им помощь в законодательной базе, издали два сборника и всем комиссиям раздали. Накануне выборов за четыре дня провели селекторное совещание со всеми комиссиями. И, таким образом, подготовили их к выборам. И даже несмотря на это были нарушения.
Законом на избирательную комиссию края возлагается только контроль. Но если бы мы так поступали по этому закону, контролировали бы, то выборы бы завалили. Комиссий 700, а у нас семь человек - попробуй всех проконтролировать. Наша задача тут была помочь, оказать содействие всяческое, но ни в коем случае не вмешиваться в их деятельность. Они сами проводят эти выборы.
- Какие-то проблемы выявила эта выборная кампания? Проблемы, относящиеся к выборам органов власти местного самоуправления, вообще к проводимой реформе местного самоуправления?
- Прошедшие выборы мало относятся к реформе местного самоуправления. Это относится лишь к тем регионам, где были созданы новые муниципальные образования. У нас в крае реформа коснулась лишь вновь созданных муниципальных районов, где прямые выборы были заменены делегированием в представительные органы самоуправления поселений в состав совета муниципального района. После окончания полномочий первого созыва совета муниципальных районов они сами вправе выбирать путь формирования представительного органа путем делегирования или путем прямых выборов. И такое формирование у нас должно состояться уже на следующий год в ноябре месяце в случае делегирования и в марте 2008 года в случае прямых выборов.
- Как Вы оцениваете работу избирательных комиссий муниципальных поселений. Насколько они были готовы к выборам. Есть ли у крайизбиркома замечания к их работе?
- Если бы комиссии не были готовы к выборам, знаете, сколько было бы шума по краю. Малейший прокол в работе участники избирательного процесса, особенно кандидаты, особенно проигравшие, раскручивают таким образом, что всем плохо делается. Сказать, что на высоком уровне прошла кампания, нельзя, но не хуже, чем в других регионах. Нарушения были, но их было немного.
- Какие уроки дала эта кампания жителям края, местным избирательным комиссиям, органам местного самоуправления, краевой избирательной комиссии?
- После каждых выборов мы подводим итоги, смотрим, где, какие пробелы имеются, на что нужно обратить внимание, нельзя ли что-то изменить, внести изменения в действующее законодательство или федеральное, или в наше краевое. И потом после каждых выборов мы определяем, как поработала та или иная комиссия. Нам видна картина, на кого опираться в следующих выборах, подбираем резерв кадров. Желающих ведь работать в комиссиях очень немного, никто не хочет работать, потому что эта работа, во-первых, неблагодарная, во-вторых, бесплатная. Члены избирательной комиссии за свою работу совсем ничего не получают, только в день дежурства какие-то деньги. Председатель комиссии - тот получает зарплату из местного бюджета. Вот к нам обратился один из участников избирательного процесса Предгорного района, просит поощрить председателей комиссий. Он просто не знает, что мы не вправе этого делать, потому что мы не организаторы выборов. Это раз. А, во-вторых, мы не можем распоряжаться деньгами муниципалитетов, они сами должны решать эти вопросы.
- Вы какие-то уже изменения в законодательство готовы внести? Вы уже можете сказать, какие это будут предложения?
- Нет, мы сейчас пока их прорабатываем, обсудим их на заседании комиссии, проголосуем, а тогда внесем предложения в государственную думу края.
- Как прошли сами выборы? Насколько организованно, какие нарушения были зафиксированы, жалобы какого рода преобладали?
- Из серьезных нарушений было, например, в Новоалександровском районе, где председатель избирательной комиссии проголосовала за свою мать. И комиссия председателя отстранила от работы. Такая же картина была в Пятигорске на одном из избирательных участков. Но там не за одного человека, а дали возможность проголосовать за нескольких человек. И там тоже председателя отстранили, а результаты на этом участке признаны недействительными.
- Это основные нарушения? Какие жалобы преобладали, сколько их было?
- В период предвыборной кампании к нам поступило из шести муниципальных образований тридцать жалоб. Это в основном - Пятигорск, Светлоград, Кочубеевский район, Буденовский район. А из остальных 120 муниципальных образований поступило всего десять жалоб. В основном это жалобы на работу комиссий, кандидаты жалуются на своих соперников, предвыборная агитация.
Много жалоб было в Пятигорске. Например, растяжки "Единой России" через каждые десять метров. Из избирательного фонда они не были оплачены, начали проверять, а "Единая Россия" говорит, что они их не вешали, что это сделало какое-то заинтересованное лицо. Мы сейчас направили эти материалы в правоохранительные органы.
Мы обязаны рассмотреть все жалобы и принять меры, но это, как правило, делается совместно с той комиссией, которая проводит выборы. Если комиссия не рассмотрела эту жалобу, то нам как-то уже и нетактично это делать. Надо чтобы они сначала рассмотрели, а потом уже мы. Мы или поручаем им разобраться или делаем это вместе с ними.
- Какие нарушения были еще?
- Нарушения были по правилам предвыборной агитации. Например, выпуск листовок, не содержащих выходные данные. В листовке должно быть указано, кто заказал, какой тираж, где отпечатано и из чьего фонда. Далее - оплата листовок, содержащих агитацию за группу кандидатов с оплатой из избирательного фонда одного из них. Потом - выпуск листовок, содержащих негативно изображенную религиозную символику. В Светлограде был такой кандидат, потом он снялся с выборов.
Имели место случаи подкупа избирателей в Светлограде и Пятигорске. Но дело в том, что эта проблема очень серьезная. Правоохранительным органам тяжеловато, надо чтобы сами избиратели проявляли активность в этом вопросе и подсказывали, кто там дает деньги. Это очень не просто, за каждым человеком милиционера же не поставишь.
Жалобы поступали не только к нам, но и в центральную избирательную комиссию, и в адрес Президента России, губернатора. Один кандидат из Светлограда сразу писал жалобу на 10 адресов.
Много жалоб было из Предгорного района. А всего по краю в день выборов поступило семь жалоб.
- Как Вы оцениваете итоги выборов 8 октября. Какие силы участвовали в борьбе на состоявшихся выборах, и кто победил?
- Оценивать легче, чем проводить. Беда нашего общества в том, что трудовые коллективы лишены такого права выдвигать своих кандидатов. Это существенное упущение. Часто самовыдвижением идут судимые люди. Раньше как практиковалось? В трудовых коллективах обсуждалась кандидатура, там человека знали и, как правило, ошибок не было. Сейчас этого нет. Ну а зачем эта вакханалия нужна? Нужно серьезно подходить к этому вопросу. Вот видите, все отбросили хорошее, что было, а так вроде бы и нормы соблюдаются, основные демократические принципы, но дело в том, что при самовыдвижении часто идут люди такие, что клейма на них негде ставить, недостойные люди, понимаете ли, судимые идут в депутаты или в мэры. А избиратель не всегда проинформирован. Здесь, конечно, и недостаток в работе избирательной комиссии, они должны больше знать и информировать избирателя, тогда у него будет немножко и подход другой.
Хотелось бы, чтобы и явка была повыше. В среднем по краю у нас явка по состоявшимся выборам свыше сорока процентов. Конечно, это неплохо по сравнению с другими регионами, но если серьезно, то 60 процентов населения не ходит на выборы. А потом после выборов они возмущаются - вот не такой депутат, не такой мэр и все такое прочее. Хорошо, если бы явка была 75-80 процентов. Но все равно, как бы там ни было, люди-то осознанно голосуют, и при наличии хорошей информированности, они бы проголосовали за нормального человека.
- Виктор Иванович, в чем проблема низкой активности избирателей?
- Эта проблема очень серьезная на государственном уровне. Ну, во-первых, когда с избирателями работаешь, они говорят: "А что толку ходить, вот мы уже 15 лет ходим, а жизнь не улучшается, а ухудшается, смысл какой ходить на эти выборы?" Перед выборами все кандидаты обещают золотые горы, как только его избрали, так по четыре года мы его не видим вообще, он не показывается, он не отчитывается и, самое главное, никакого рычага воздействия на него нет. Нет закона об отзыве депутата. Если бы такой закон был, больше б ничего не надо было. В советское время такой закон был и если депутат не выполнял свои обязанности, его быстренько отзывали.
- А почему этой нормы отзыва депутата сейчас нет?
- А кто эту норму будет принимать? Депутатам невыгодно. Если принять такую норму, тогда две трети будут отозваны, они же не делают ничего, многие из них занимаются лишь красноречием перед СМИ. А на самом деле они-то с людьми не общаются должным образом. Есть, конечно, достойные люди и в нашей краевой думе. У нас даже, могу сказать, большинство таких серьезных людей - выезжают в округа, принимают людей, занимаются конкретной работой, большую работу проводят. А вот возьмите федеральную думу. Проанализировали, что они сделали? Ничего. Только вот там позаседали и то, вместо 450 человек сидит обычно 40 человек, не больше, бегают по рядам кнопки нажимают. А остальные не ходят вообще на заседания. А это же серьезное дело, заседания парламента. Так вот если бы такой закон был, единственный закон, был бы порядок в государстве, но они его не принимают и я уверен, что в ближайшее время и не примут.
- Вы считаете, что для этой нормы нужен отдельный закон или просто норма в каком-то уже существующем законе?
- Я считаю, что нужен отдельный закон на федеральном и на региональном уровне, обязательно. Если такой закон будет, то это будет рычаг воздействия на депутатов.
- А возможно ли принятие закона об отзыве депутата сначала на региональном уровне?
- Конечно, можно. Только депутатам-то невыгодно его принимать, у них нет интереса, зачем пилить сук, на котором сидишь? Они тогда будут чувствовать себя неуверенно
- Виктор Иванович, как Вы оцениваете сознательность ставропольского электората, судя по явке на избирательные участки вообще и на только что состоявшихся выборах в частности?
- Мне сейчас кажется, что избиратели начинают соображать, понимают значение этих выборов, и я думаю, что на выборах в краевую думу, которые состоятся в марте 2007 года, явка будут повыше. Люди начинают понимать, что от каждого голоса зависит что-то. Особенно молодежь становится более активной. Мы стараемся проводить семинары в университетах, других ВУЗах, по краю. Например, в аграрном университете, пятигорском технологическом, институте им. Чурсина. Молодежь с интересом относится к этому делу, так что мы думаем, что и в комиссию будем включать больше молодежи, особенно с юридическим образованием. У нас в крае достаточно много юристов. Скоро будем формировать комиссии и обязательно будем их формировать из числа молодежи, чтобы была преемственность поколений.
- Что Вы учтете при проведении выборной кампании в марте 2007 года, когда ставропольцы будут избирать краевую думу?
- Будем вносить предложения по итогам этих выборов по изменению законодательства и по ряду организационных вопросов, чтобы выборная кампания марта 2007 года прошла без сучка, без задоринки, в точном соответствии с законом и в сроки, предусмотренные законом. Работы будет много, но самое главное - если до избирателя мы, все участники избирательного процесса, дойдем, если мы проведем хорошую разъяснительную работу и хорошо проинформируем избирателя, то он придет на выборы, и, я думаю, что ошибок в выборе не будет.