Инстаграм и папаха. Как Хабиб Нурмагомедов формирует кавказскую повестку

1119 тем и 2 сообщения
Огромное спасибо за интересную дискуссию организаторам и участникам!
Всем спасибо!
Большое спасибо всем участникам и организатору!
Дорогие коллеги, мы закрываем наше обсуждение. В ходе дискуссии были высказаны интересные, на мой взгляд, позиции. Текст анонса, перефразируя Софью, породил новые тексты, которые для меня как для модератора открыли новые ракурсы темы.

наша дискуссия будет обощена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге. 

Спасибо всем за участие! 

Кстати, возвращаясь к объединяющему потенциалу Хабиба Нурмагомедова, я бы сказала, что, именно маскулинность, транслируемая Хабибом - яркая и уверенная в себе маскулинность, подкрепляемая ссылками на особый кодекс поведения борца, - может иметь больше всего шансов найти отклик в сердцах широких слоев россиян, учитывая, что на российской сцене очень мало эквивалентных ей по силе и выразительности альтернатив.                                                                               
: Ducuna 
 Хабиб добился всего сам. Буквально кулаками, но мало говорят о том, что отец отдал его в специальную языковую школу, турецкую школу где мальчик хорошо освоил языки, стал свободно владеть английским, вот это важно понимать, что надо обучать детей и это закладывает для них надежный социальный лифт, помогает понять другие культуры и рассказать о своей. Сила Хабиба в том, что ему не нужен переводчик, а многие кавказские атлеты и на родном языке говорят так, что невозможно понять мысль. 
Боец на Кавказе — это не кривоногий бугай, который больше ничего не умеет и мечтает быть охранником при местном чиновнике. Боец на Кавказе — это символ мужчины, который прежде всего мыслит о том, насколько его действия достойны. Впереди бойца идет его достоинство и умение думать до того как пускать в ход кулаки. В этом Хабиб заметно лучше всех, он стратег, он от боя к бою изучает свои слабые стороны и их минимизирует и это признак стратегического ума и упорства. Но не все это понимают и видят, что если Хабиб лупит лежащего своего соперника, то и им сельским хулиганам все можно, забывая о традициях честного кавказского поединка и милости к упавшему. 
Почему борьба популярна на Кавказе? В ней есть мужской кодекс, борцы выходя совершают поклоны в сторону соперника, уважают судей, зрителя. Смешанные единоборства этого лишились, там в моде трэшток, грязное поддевание соперника, а кому из старшего поколения понравится на Кавказе, что их сын треплет языком и оскорбляет собеседника, так что мнения о культуре этого спорта могут быть разные. Но он дико популярен. Буквально — дико. 
 Хабиб заметно меняется и становится гибче психологически, проявляет больше внимания сопернику, не стремиться сейчас к скандальности. У Хабиба сейчас масса политических возможностей и не хотелось бы этот ресурс растратить на открытие новых борцовских залов, но и чтобы школы с изучением языков тоже могли быть частью воспринимаемого обществом основанием для мирового успеха. 
цитата: Мурат Коков
цитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"? 
А нужно ли что-то для этого делать?) Считаю, что ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Эта тема очень глубокая, в какой-то мере - больная. Если отвечать максимально просто - знаменитый Федор Емельяненко имеет множество болельщиков или просто сопереживающих с Кавказа, но это не отменяет того факта, что для нас он "другой", или, как вы написали, "не отсюда". Мы очень разные, и нужно ли что-то с этим делать, вот в чем вопрос
Разные как "единство непохжих" - это один вариант. Разные как "свой-чужой" - это другой вариант. 
Абсолютно согласна. Но это говорит как раз о разном образе мыслей и восприятия сторон. 
цитата: Murat Shogenov Хабиба превозносят и критикует на Кавказе за практически за одно и тоже – за его выраженную концентрированную кавказскость. С одной стороны, он воплощение кавказской идентичности, силы, независимости, энергии, пассионарности, а с другой все то же самое в своих крайних выражениях питает все те негативные стереотипы, которые существуют в отношении Кавказа и его жителей.

Для сторонников Хабиба – он символ и гордость Кавказа, а критики видят в его образе, который транслируется его молодым подражателям, препятствия для социального, экономического и культурного прогресса – нетерпимость, культ силы, неуправляемость и неприятие нового. И чтобы изменить эти стереотипы одного спорта и изменения отношения к победам чемпионов с Кавказа боюсь недостаточно.

цитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"? 
А нужно ли что-то для этого делать?) Считаю, что ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Эта тема очень глубокая, в какой-то мере - больная. Если отвечать максимально просто - знаменитый Федор Емельяненко имеет множество болельщиков или просто сопереживающих с Кавказа, но это не отменяет того факта, что для нас он "другой", или, как вы написали, "не отсюда". Мы очень разные, и нужно ли что-то с этим делать, вот в чем вопрос
цитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"? 
Я бы посмотрел на это шире. Это дело не только побед или культуры, как тут уже звучало. Это вопрос общей идеи. А в России её нет. Разные исторические нарративы, во многом противоречивые, малый (да-да) опыт совместного проживания (казаки за века многое переняли, сроднились). Вот нужен макроопыт в масштабах страны. Когда будет общее ощущение, нет не однородности, но единства, тогда и частности - культура, победы, научные достижения также будут каждым расценены как успехи его страны.
Хабиба превозносят и критикует на Кавказе за практически за одно и тоже – за его выраженную концентрированную кавказскость. С одной стороны, он воплощение кавказской идентичности, силы, независимости, энергии, пассионарности, а с другой все то же самое в своих крайних выражениях питает все те негативные стереотипы, которые существуют в отношении Кавказа и его жителей.

Для сторонников Хабиба – он символ и гордость Кавказа, а критики видят в его образе, который транслируется его молодым подражателям, препятствия для социального, экономического и культурного прогресса – нетерпимость, культ силы, неуправляемость и неприятие нового. И чтобы изменить эти стереотипы одного спорта и изменения отношения к победам чемпионов с Кавказа боюсь недостаточно.

Из последнего, например.

The Good Fight, благотворительный фонд бойца MMA Дастина Порье, поблагодарил чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова за денежное пожертвование.

И ещё: Нурмагомедов в рамках акции "Письмо Хабибу" помог детям.

Боюсь, мы вряд ли сможем ответить на этот вопрос в рамках данной дискуссии, поскольку он предполагает рассуждение о пути, который должен быть пройден, чтобы Кавказ в целом перестал в массовом российском сознании восприниматься как "иной", "чужой" и т.д. регион. 
цитата: Наима Нефляшева Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"? 
Хабиб добился всего сам. Буквально кулаками, но мало говорят о том, что отец отдал его в специальную языковую школу, турецкую школу где мальчик хорошо освоил языки, стал свободно владеть английским, вот это важно понимать, что надо обучать детей и это закладывает для них надежный социальный лифт, помогает понять другие культуры и рассказать о своей. 


Сила Хабиба в том, что ему не нужен переводчик, а многие кавказские атлеты и на родном языке говорят так, что невозможно понять мысль. Боец на Кавказе — это не кривоногий бугай, который больше ничего не умеет и мечтает быть охранником при местном чиновнике. Боец на Кавказе — это символ мужчины, который прежде всего мыслит о том, насколько его действия достойны. Впереди бойца идет его достоинство и умение думать до того как пускать в ход кулаки. В этом Хабиб заметно лучше всех, он стратег, он от боя к бою изучает свои слабые стороны и их минимизирует и это признак стратегического ума и упорства. Но не все это понимают и видят, что если Хабиб лупит лежащего своего соперника, то и им сельским хулиганам все можно, забывая о традициях честного кавказского поединка и милости к упавшему. 


Почему борьба популярна на Кавказе? В ней есть мужской кодекс, борцы выходя совершают поклоны в сторону соперника, уважают судей, зрителя. Смешанные единоборства этого лишились, там в моде трэшток, грязное поддевание соперника, а кому из старшего поколения понравится на Кавказе, что их сын треплет языком и оскорбляет собеседника, так что мнения о культуре этого спорта могут быть разные. Но он дико популярен. Буквально — дико. 


Хабиб заметно меняется и становится гибче психологически, проявляет больше внимания сопернику, не стремиться сейчас к скандальности. У Хабиба сейчас масса политических возможностей и не хотелось бы этот ресурс растратить на открытие новых борцовских залов, но и чтобы школы с изучением языков тоже могли быть частью воспринимаемого обществом основанием для мирового успеха. 

Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Одноклассниках. Просим участников дискуссии откликнуться.

А Хабиб участвовал в социальных проектах или благотворительности? Может у экспертов есть информация?

Я думаю, в ходе нашей дискуссии мы ответили на вопрос "За что Хабиба превозносят и в тоже время критикуют на Кавказе?". Поэтому, наверное, нет смысла его дублировать. Поэтому я предлагаю новый вопрос - что делать, чтобы победы чемпионов с Кавказа не воспринимались в нашей стране как победы "чужих", "несвоих" спортсменов? Как победы тех, кто "не отсюда"? 
цитата: Murat Shogenov
цитата: Наима Нефляшева

Комментарий от Елены Куквы: 

"Спорт объединяет вообще. Знаем, что футбол способен. Существует пример Нидерландов (1974): победу команды (в данном случаю лишь выход в финал чемпионата мира) экстраполировали на всю нацию, стали говорить об общей памяти, основываясь исключительно на замечательно сыгранном турнире и выходе в финал сборной команды. Подобную объединительную роль футбол сыграл и в Хорватии.

На это более других видов спорта способен футбол. И это в том числе потому, что он командный, у что у футбола особая притягательность, он на сегодня массовый развлекательный продукт. И это показал прошедший чемпионат мира в Москве и особенный путь по турниру российской сборной.

В целом в России, у спорта высших достижений, особенно у самых популярных, есть большой консолидационный потенциал. Особенностью его реализации, на мой взгляд, может стать не только демонстрация успехов в том или ином спорте, но и работа "снизу" - вовлечение в спортивные движения, занятия спортом. Но одного спорта тем не менее далеко недостаточно".  

На мой взгляд, спорт невозможно рассматривать в отрыве от социальной, культурной и политической реальности, в которой он существует и соответствующий символизм, который он несет - может быть как объединяющим так и раскалывающим общество, или же подчеркивающим уже существующую фрагментацию, как это происходит на примере с Хабибом - культурное и идентичностное отчуждение и самоотчуждение Кавказа
С этим полностью согласна) 
У меня вопрос к Софье Рагозиной. Я знаю, что у вас очень интересные публикации по исламофобии и отличная диссертация. Не могли бы вы в контексте нашего обсуждения рассказать о противоречиях образа ислама, складывающегося в российском публичном пространстве? 


Вы ранее написали, что "факт, к сожалению, остается фактом: ислам все еще часто вызывает недоверие, а все проявления политической активности так или иначе связанные с исламом могут ассоциироваться с глобальной террористической угрозой".

цитата: Наима Нефляшева

Комментарий от Елены Куквы: 

"Спорт объединяет вообще. Знаем, что футбол способен. Существует пример Нидерландов (1974): победу команды (в данном случаю лишь выход в финал чемпионата мира) экстраполировали на всю нацию, стали говорить об общей памяти, основываясь исключительно на замечательно сыгранном турнире и выходе в финал сборной команды. Подобную объединительную роль футбол сыграл и в Хорватии.

На это более других видов спорта способен футбол. И это в том числе потому, что он командный, у что у футбола особая притягательность, он на сегодня массовый развлекательный продукт. И это показал прошедший чемпионат мира в Москве и особенный путь по турниру российской сборной.

В целом в России, у спорта высших достижений, особенно у самых популярных, есть большой консолидационный потенциал. Особенностью его реализации, на мой взгляд, может стать не только демонстрация успехов в том или ином спорте, но и работа "снизу" - вовлечение в спортивные движения, занятия спортом. Но одного спорта тем не менее далеко недостаточно".  

На мой взгляд, спорт невозможно рассматривать в отрыве от социальной, культурной и политической реальности, в которой он существует и соответствующий символизм, который он несет - может быть как объединяющим так и раскалывающим общество, или же подчеркивающим уже существующую фрагментацию, как это происходит на примере с Хабибом - культурное и идентичностное отчуждение и самоотчуждение Кавказа
Кстати, о толерантности в нашей стране. Точнее, об её отсутствии. Взять, например, фигуристку Евгению Медведеву, которая, став активно выступать на соревнованиях, сменила свою фамилию Бабасян. Ни она, ни её родители толком не объяснили, с чем связано это решение. 
Наметившийся крен общественно-политической жизни после московских выборов говорит о постепенной консолидации части гражданского общества (Москвы и части регионов) вокруг вполне  зрелых политических требований к власти, остальная часть России весьма вяло отреагировала на эти события. Это иллюстрация к тому, что российское общество гетерогенно и по степени и природе консолидации, и ценностям, которые ставят в ядро этой консолидации. 


Вряд ли одно политическое лицо, тем более, с явно выраженным традиционным и религиозным уклоном, такой, как Хабиб, способен стать тем объединяющим фактором российской многослойной общественной жизни. 

Драка у бассейна: за что Алаудинов потребовал извинений Драка у бассейна: за что Алаудинов потребовал извинений НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Глава спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов потребовал от блогера, бойца ММА Макса Дивнича извинений за то, что тот очернил спецназ "Ахмат" и самого Алаудинова, причислив к спецназу "Ахмат" бойца чеченского происхождения, устроившего конфликт в Луганске. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/413193 21 июля 2025, 16:51 Дагестанского школьника отправили на СВО и приказали Дагестанского школьника отправили на СВО и приказали "обнулить" НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ 18-летнего Саида Муртазалиева силовики в Подмосковье пытками заставили подписать контракт с Минобороны. В зоне боевых действий командиры заставили его собирать деньги, после этого юноша был объявлен пропавшим без вести. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/413049 15 июля 2025, 14:58 Лидера азербайджанской диаспоры жестоко задержали, а потом отпустили #shorts Лидера азербайджанской диаспоры жестоко задержали, а потом отпустили #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Глава организации "Азербайджан-Урал" Шахин Шихлинский был вчера жестко задержан силовиками в Екатеринбурге. Позже Шихлинского отпустили, допросив как свидетеля по делу братьев Сафаровых. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/412731 02 июля 2025, 12:08 Новая облава на россиян в Азербайджане #shorts #Азербайджан #Россия #полиция Новая облава на россиян в Азербайджане #shorts #Азербайджан #Россия #полиция НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Силовики в Баку отчитались о задержании россиян, якобы входивших в состав двух преступных группировок. Их подозревают в транзите наркотиков из Ирана. Также — в кибермошенничестве и онлайн-торговле запрещёнными веществами. На видео у многих задержанных видны кровоподтёки и синяки. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/412715 01 июля 2025, 16:06 Скандал между Москвой и Баку: два трупа и обвинения в пытках #shorts #Россия #Азербайджан #полиция Скандал между Москвой и Баку: два трупа и обвинения в пытках #shorts #Россия #Азербайджан #полиция НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В Екатеринбурге 27 июля силовиками были задержаны представители азербайджанской диаспоры. Во время спецоперации двое азербайджанцев погибли. Генпрокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по факту умышленного убийства с особой жестокостью и пыток двух граждан Азербайджана и лиц азербайджанского происхождения со стороны сотрудников правоохранительных органов России. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/412710 01 июля 2025, 15:09 Махачкала: мать убитого бойца Махачкала: мать убитого бойца "Ахмата" требует наказать силовиков #shorts НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Советский райсуд Махачкалы продлил срок ареста силовикам, обвиняемым по делу о смерти в отделении полиции Ахмеда Джабраилова. Защита заявляет о невиновности обвиняемых, сообщил глава Общественной наблюдательной комиссии Дагестана Шамиль Хадулаев. 10 июля 2024 года было опубликовано видео, на котором мать Джабраилова говорит, что полицейские не применяли к сыну физической силы, а сам он вел себя неадекватно. Но 13 августа 2024 года мать Джабраилова заявила на видео, что возмущена тем, что нет уголовного дела, ни задержанных по нему, несмотря на наличие видеозаписей пыток. Она обратилась к властям и руководителям МВД, Следкома, Генпрокуратуры и ФСБ, и потребовала у них взять дело под личный контроль. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/412287 17 июня 2025, 12:17