июль 14, 2016 13:55
fyvafyvafyvatsuytsu@mail.ru
|
Взгляд со стороны К настоящему времени выпущено много публикаций на тему Ауха и чеченцев- аккинцев. которых соседние народы называют также ауховцами. Трезвый взгляд, исходящий от человека имеющего даже весьма скромные познания в истории Кавказа, показывает, что авторов этих публикаций можно разделить на две большие группы - на сказачников и более или менее квалифицированных историков. База первых - древние якобы предания, о которых мир узнал почему-то лишь в конце XX столетия и греческие писатели жившие две тысячи лет тому назад вдали от Кавказа и упоминающие мельком какие-то племена, жившие в относительной близости от Грузии, Армении и северокавказских степей, названия которых начинаются с буквы а. База вторых - письменные тексты , исходящие в том числе и от русских военных властей, сидевших в Кизляре и отслеживавших ситуацию в пределах современных РД и ЧР - при помощи своих агентов, а также посетителей российских территорий, которых обязательно подвергали допросам после перехода границы. Прежде всего, обращусь к соотношению терминов Аух и Акка - горный район в верховьях реки Гехи, на территории Урус - Мартановского района Чечни. Как руссист, я проштудировал в свое время ряд трудов по индоевропейскому языкознанию и поэтому скажу уверенно, что переход слова Акка в слово Аух очень мало вероятно, хотя для этнологов и историков он кажется аксиомой. Другое дело лакский топоним Ахух ( вблизи сел. Унчукатль, зафиксирован он в арабском тексте из Нагорного Дагестана, относящегося к середине ХVIIIв.), в чем повторяется старорусское Окок, Акок, Ахух. Топоним этот, уверенно локализуемый в пределах Терско-Сулакского междуречья, вполне может трансформироваться в Аух. Из данного положения вытекает, соответственно, что лакцы поселились в пределах нынешнего Новолакского района Республики Дагестан гораздо раньше чеченцев, а тем более ингушей, от которых происходят аккинцы. Именно эту часть лакского народа, в качестве части населения названнного междуречья, упоминает 1100 лет тому назад арабский географ ал-Масуди, как соседей ираноязычных аланов, а затем о них упоминают историки Тимура (ХV век ) как людей ходивших в низовья реки Кума, которая разделяет РД и Калмыкию. К рубежу 17 - 18 столетия, то есть чуть более трехсот лет тому назад, почти вся территория нынешнего Новолакского района, а также среднее течение реки Акташ, где стоят Калинин-аул и Ленин-аул, принадлежали аристократам пришедшим из глубины дагестанских гор - из лакского Казикумуха и из Гумбета ( сала-уздени ). Материалы русской военной разведки, работавшей на Северном Кавказе, опираясь на Кизляр и на другие города, имевшие росссийские гарнизоны, не оставляют сомнений, что поселения чеченцев-аккинцев, как и чеченцев из Ичкерии, появились в пределах нынешнего Новолакского и Казбековского районов во второй половине 18 века, притом, что аварские села фиксируются в пределах Терско-Сулакского междуречья на двести лет раньше. Ссылки на авторитет текстов Геродота и Страбона, для доказательства давности проживания чеченцев в округе Аух - это курам на смех. Чеченское селение в бассейне р. Аксай, именовавшееся к 1944 г. Бильт-аулом, возникло вообще во время Кавказской войны, на землях славного города Аксая, разрушенного по приказу А.П. Ермолова. Причем, появился Бильт-аул в результате самозахвата аксаевских земель, даже не ауховцами, а пришельцами из Ножаюрта. По кавказскому традиционному праву общинные земли имели, как известно, лишь узденьские общины, каковыми были, в приделах Терско-Сулакского междуречья, прежде всего салатавские аварцы. Крепостные раяты же, каковыми были, к примеру, азербайджанцы-терекемейцы, как и переселенцы из Ингушетии и Горной Чечни, каковыми являются ауховцы, владели лишь приусадебными участками. Хлебные поля, горные пастбища и луга, в дошамилевские времена, они всего лишь арендовали у выходцев из Нагорного Дагестана, проживавших в Эндирее, Аксае и Костеке и называвших себя кумыками. Поэтому амбициозные крики отдельных аккинских активистов и их обращения в адрес Руководства Дагестана, с требованием арестовать и посадить в лагеря руководителей Новолакского района, как и его отдельных сел, за продажу новолакских земель дагестанским фермерам тех или иных национальностей, не имеют под собой юридической почвы. Это - земля этнических дагестанцев, а не пришельцев из соседних земель, которые, однако, могут участвовать в покупке ее для хозяйственных целей, на общих основаниях. Мне не понятно, по какой причине новолакское сел. Тухчар, где чеченцы составляют лишь около одной трети всего населения, должно быть переименовано в Бильт-аул. Если уж так не нравится кое-кому название Тухчар, то давайте вернем этой местности ее историческое название Яхсай, при том, что Аксаем будем мы называть селение Хасавюртовского района. Хорошо было бы также, оставив за старинным аварским селением его название Бавтугай, переименовать поселок Бавтугай в Коюн-кала. Вернув этот древний топоним Дагестану, мы проявим уважение к кумыкскому и ногайскому народам, которые гордятся поэтом Умму-Камалом из Коюн-калы, стоявшей на Сулаке, у выхода его из гор. Давайте мыслить трезво. Хочет ли руководство РФ и РД, в нынешних геополитических условиях, когда в Закавказье усиливаются позиции НАТО и иных враждебных нам сил, постоянных ссор, драк и убийств на границах нынешних Хасавюртовского и Ножаюртовского районов? А они, без сомнения, будут. Это любому человеку понятно. Поэтому, стоит ли воссоздавать район, который был организован всего лишь для проведения Указа Совета обороны о депортации чеченского населения в Среднюю Азию? Лучше будет присоединить все это к Хасавюртовскому району РД, как-то было в довоенные годы. Пагосян С. Pogosian S. |
июнь 08, 2019 22:30
Мурад Доддо
|
Бред сизой кобылы!
|
июнь 08, 2019 22:34
Мурад Доддо
|
Поражает отсутствие нравственности чести и достоинства автора,за которым стоит не армянин,это однозначно. Автор просто на просто продажная карманная дрянь,если не согласен жду контакты в ответе.
|